Перевести страницу

Статьи

Филателия Хороша страна Филокартия

Филокартия. Это слово происходит от греческого phileo — люблю и французского carte — почтовая карточка. Значит, люблю почтовые карточки. А что в них привлекательного? Стоит ли их собирать? И если собирать, то как? Вы с интересом ходите по залам музея или картинной галереи. Некоторые полотна надолго приковывают ваше внимание. День уже на исходе, а покидать музей не хочется. Но и расставаясь с произведениями художников, вы наверняка в памяти что-то уносите с собой, то, что произвело на вас самое сильное впечатление. Потом, спустя, скажем, месяц, снова возникает желание увидеть картины любимого художника. Это сделать просто, если они представлены в музее или картинной галерее вашего города. А если от вас до Третьяковки или Эрмитажа — тысяча километров?

Как познакомиться с сокровищами Дрезденской галереи, Лувра или Лондонской национальной галереи? Вот тут-то и поможет вам сократить расстояния маленькая художественная открытка. А разве менее интересны документальные почтовые карточки, которые доносят до нас аромат той эпохи, когда они были изданы? Так вы невольно становитесь коллекционером.

Размышляя над всем этим, я припоминаю недавнюю встречу со знакомым художником.

— Вы знаете, — сказал он, — коллекционер — это... страшно!

В моем представлении невольно возникает образ человека, эдакого Плюшкина, который стаскивает в свою каморку все, что ему попадается.

Сказано зло. А что ему ответить? Спас меня Ираклий Андронников. Я ответил словами из его рассказа «О собирателях редкостей»: «...Если хотите знать, какую пользу приносят коллекционеры, спросите у работников киностудий, музеев, библиотек, у театральных работников, реставраторов, музыкантов: пусть они вам расскажут, в каких коллекциях отыскали они уникальные записи русских певцов, узоры старинных решеток, планы дворцовых ансамблей, уничтоженных фашистскими бомбами.

...Когда мы говорим о коллекционерах, то не должны забывать, что коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью.

А кроме того, в большинстве случаев работа отдельных коллекционеров вливается потом в общую сокровищницу культуры.

Вот и выходит, что открытки собирать не только увлекательно, но и полезно. И чем больше их в вашей коллекции, тем она содержательнее и глубже. Но начинающих филокартистов обычно волнует как-будто бы простой вопрос: как собирать? Попытаемся на него ответить.

Вы хорошо знаете, что привлекает ваше внимание, над чем вы с удовольствием поработали бы в свободное время. Скажем, вы решили собрать все портреты А.С. Пушкина, все открытки, на которых изображены памятники поэту, установленные в различных городах. У вас может получиться запоминающаяся коллекция. Портреты и памятники А. С. Пушкину создавали разные художники и скульпторы. Если вам удалось раздобыть все открытки с изображением этих произведений, считайте, что ваша коллекция приобрела полноту.

Однако ее границы можно и раздвинуть. Скажем, сделать новый раздел: портреты друзей и литературных соратников А.С. Пушкина, памятные места, связанные с его именем. Словом, не торопясь, постепенно разрабатывайте свою тему. Разумеется, обойтись одними иллюстрациями вам не удастся. Нужно непременно обратиться к литературе, истории. Хочу подчеркнуть: прежде чем создавать коллекцию, точно установите, что в ней будет, изучите то время, которое она должна отразить. Когда вы накопили материал, когда убеждены в том, что он достаточно глубок и полон, приведите его в порядок. Все, чем вы располагаете, разместите, скажем, хронологически, учитывая даты тех событий, которым открытки посвящены.

Часто начинающие филокартисты просят подсказать, какую им выбрать тему для своей коллекции. Наиболее актуальны сейчас темы — 50-летие Великого Октября и 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Лениниану собирают многие коллекционеры. В ней можно найти любопытнейшие материалы, подчас уникальные — редкие фотографии, малоизвестные портреты. Они украсят любую коллекцию.

Розыск новых документов — первые шаги в исследовательской работе филокартиста. Однако мало просто найти открытку. Ее, прежде чем поместить в коллекцию, нужно подвергнуть анализу. Исследование начинается с тщательного осмотра лицевой и обратной стороны открытки. Все надписи, которые есть на ней: название изображения, всякого рода даты, тираж, издательство и типография, текст письма, адрес, почтовый штемпель, дарственная надпись, любая, самая незначительная деталь может сыграть решающую роль в поиске. Даже способ и качество печати, сорт бумаги имеют значение. Если известно как, где и на какой бумаге печатались подлинные открытки, то легко определить год ее выпуска.

Часто на почтовой карточке изображено несколько лиц. Установить имена сразу всех порой невозможно. Тогда стоит сделать попытку раскрыть хотя бы одно имя, чтобы нащупать направление дальнейшего поиска. Дату исторического эпизода можно выяснить, обратившись к истории события.

Подпись художника на открытке определяют, сравнивая несколько похожих подписей.

Коллекционеры — это «кровеносная система», связывающая государственные хранилища с жизнью. Как же осуществляется это «кровообращение» и в чем его жизненная сила? Филокартисты выискивают порой такие уникальные вещи, что они проливают свет на неясные стороны какого-либо события. А подлинные открытки, особенно фотографии? Они неоспоримые, иногда единственные документы эпохи. Виды городов, особенно реконструированных, виды зданий, чем-либо примечательных, разрушенных и затем воссозданных, представляют значительную ценность для географов, историков, градостроителей. Интересны открытки-фотографии государственных и политических деятелей, изображения отдельных исторических эпизодов. Для истории искусства хорошее подспорье — художественная открытка репродукция утраченного оригинала. Или же такого, разыскать который пока не удалось. В качестве примеров можно привести открытку-репродукцию затерянной акварели И. Е. Репина, «Л.Н. Толстой в лесу» (босой), открытку-репродукцию утраченной акварели И.И. Бродского «Баррикада». Такие материалы филокартисты передают в музеи. Так иногда возникают новые экспозиции.

Филокартия

Недавно моя коллекция пополнилась тремя открытками. На одной из них надпись «С театра войны. Авиатор Нестеров перед роковым полетом». Однако на открытке три фигуры. Кто же готовил самолет к вылету? Быть может, эти люди живы до сих пор? Если же нет, то, возможно, они оставили какие-либо воспоминания о тех далеких д Мне пока ничего не удалось найти. Вероятно, читателям что-нибудь известно об этом. Надеюсь, что они сообщат в редакцию журнала «Филателия СССР» те сведения, которыми располагают.

 

А вот еще две открытки. На одной портрет Я.М. Свердлова, на другой — Г.И. Петровского. Мне также ничего не известно об этих портретах. Поэтому я обращаюсь к коллегам-филокартистам с приглашением вместе со мной отправиться в поиск.

Так по строчке, по слову мы заполним те страницы биографии нашего государства, истории развития нашей науки и техники, которые пока еще не заполнены.

Э. Файнштейн
1967 год 1