Перевести страницу

Статьи

Вестник знания Что можно сказать о творчестве Демьяна Бедного

Творчество Демьяна Бедного имеет большое социальное значение. Поэт не только выразитель определенно-марксистского, ленинского миросозерцания, по и эмоционально отзывчивый воплотитель настроении пролетариата. То, что смутно чувствуется массами, бродит в виде отдельных мыслей и настроений у многих, воплощается у поэта в его творчестве и приобретает отчетливость образа и гибкость поэтического выражения. Демьян Бедный в этом смысле исключительно чуткий выразитель массовых настроений, для которых он находит всегда наиболее подходящую и наиболее доступную форму. 

Его излюбленным жанром является басня и фельетон в стихах. Это понятно, так как эти формы по простоте и выразительности полнее всех других передают мысль и достигают цели. В эпоху гражданских войн, когда поддержать настроение рабочих на уровне героического сознания величия дела, творимого ими — значило не меньше, чем дать хлеб и оружие, Демьян Бедный был поэтическим вождем красной армии. В четких, ярких стихах песен и басен он звал вперед, вливал бодрость в сознание и клал бесспорную грань между добром и злом, находя достойную оценку одному и уничтожая, высмеивая второе.

Язык Д. Бедного богат народными корнями, отличается красочностью и силой слова, которым он пользуется с большим умением.

Характерной особенностью его языка является отсутствие высокопарности. Демьян Бедный избегает всего, что отрывает от канвы реальной, разговорной речи. Пишет, как говорит, — метко и выразительно. Поэтому и стихи его воспринимаются, как газетный фельетон, как агитка, мастерски сделанная. У него нет устойчивой метрической формы, так как разговорный язык ее тоже не имеет: на одной строке может быть и одно слово, но такое, всю силу которого должен почувствовать читатель.

Сочинения Д. Бедного издаются Гос. издатом в нескольких томах. Часть уже вышла. Выписать их можно из магазинов Госиздата Москвы, Ленинграда и других больших городов.

ЧУДЕСА КИНЕМАТОГРАФИИ.
Вопрос. Меня интересует вопрос, каким образом переносят на фильму такие явления: пожар, где сгорает здание, пожар на пароходе, тонущее судно, работа под водой, землетрясение, разрушение городов и т.д. И.Я. Шнейдер.

Ответ И.Я. Шнейдер. Кинематография имеет в своем распоряжении колоссальное количество возможностей в деле применения тех или иных, так называемых трюков, основанных главным образом на самом принципе кино и несовершенстве нашего глаза. Но в тех случаях, которые вы указываете, эти «трюки» применить нельзя и их выполняют нормальной съемкой, т.е. следующим образом:

I. При съемке пожаров поступают различно:
а) кино-фабрика строит или покупает, подходящее к данному случаю, здание и во время съемки его сжигают,
б) строят небольшой макет (модель) и так же сжигают
с) чаще всего пользуются дымом, применяя его при съемке пожаров таких зданий, коих сжечь нельзя, напр., фабрик, заводов и т.п. и при съемке деталей пожара, уже на кино-фабрике, в съемочном павильоне.

Почти никогда не применяют одного из указанных способов целиком, а комбинируют их. Так например:

1. Пожар начался. Горит фабрика. Снимают фабрику, пуская в окна дым.
2. По лестницам и коридорам бегут рабочие, некоторые, задыхаясь, падают. Это снимают на кинофабрике, на фойе специально устроенных декораций, применяя дым.
3. Общий вид горящей фабрики издали. Это снимают с макета (модели) который построен художннком-специалистом из такого материала, чтобы он при горении дал точную копию в миниатюре горения чего-то большого.
4. Двор фабрики. Толпа. Приезжают пожарные. Опять снимают с натуры, пользуясь дымом.

В умелых руках режиссера и оператора получается полная иллюзия настоящего пожара.

При съемке горящего леса, американские кинофабрики покупают несколько десятин леса, и объектив кино-аппарата берет на пленку подлинный лесной пожар.

II. Пожар на пароходе. На любом из пароходов, с разрешения администрации, разыгрывают, например, панику и снимают пожар, пользуясь дымом. Далее снимают общий вид горящего парохода, пользуясь небольшой моделью — макетом, плавающей и горящей в какой-нибудь луже.

1) Тонет пароход. Чаще всего тонет настоящий, старый, потрепанный, купленный фабрикой по дешевке, или пользуются опять-таки моделью. Пароход пошел ко дну. Эго происходит в небольшом аквариуме.
2) Работают водолазы. Снимают также, но уже в аквариуме солидных размеров.
3) Землетрясение, — рушатся горы, происходит обвал, гибнет цветущий город и пр. и пр.

Все это происходит в небольшой комнате, где оператор снимает хорошо сделанную художником и специалистом геологом модель-макет. Для большего Эффекта, параллельно снимают улицу с бегущими артистами, изображающими жителей, ищущих спасения, упавшую женщину с ребенком (крупно во весь экран) и по ней бегут люди и т.д. и т.п. Здесь также пользуются дымом и др. предметами.

В руках монтажера, человека склеивающего из частей-кусочков целый фильм (под руководством режиссера) создается потрясающая картина.

Заведующий Фото-кино-лабораторией Гос. Рефлекс, института по изучению мозга А.Г. Мухин

1927 год 4