Перевести страницу

Статьи

Филателия Начало юбилейной Ленинианы

У художников под руками всегда золотые россыпи. Тем для творчества не менее, чем звезд в поднебесье темной августовской ночью. И когда художник, что называется, хватает звезды с неба, в силу таланта своего и возможностей он обращается к той или иной теме. Бывает, до звезды не достать рукой и впопыхах удается схватить лишь хвост пролетевшей мимо кометы. Тогда говорят, что поэта, композитора, живописца постигла неудача. Но есть одна тема, которую можно решать только на высшем уровне. Эта тема — образ Ильича. Лишь зрелый мастер после долгих, а порой и мучительных творческих раздумий, точно рассчитав свои силы, решится, наконец, приступить к ее осуществлению. Автором уже многих произведений был драматург Николай Погодин, прежде чем положил начало своей «Лениниане» и написал пьесу «Человек с ружьем». В расцвете дарования и творческих сил обращаются к образу вождя поэты, живописцы, скульпторы, композиторы.

Работа над образом Ленина чрезвычайно трудна и ответственна. Художник держит ответ не только перед своей творческой совестью, а перед всем народом. Потому что этот образ дорог и близок миллионам. И при создании его не допустима малейшая толика фальши. Работа возможна лишь при исключительной требовательности к себе и на высоком вдохновении.

Вдохновение — не случайная птичка, залетевшая в сад. Не будь прежде размышлений и поисков наилучшего воплощения образа Владимира Ильича на советской почтовой марке, может быть, и не нашел бы золотого зернышка в скульптуре Кибальникова «Мыслитель» Сергей Акимович Поманский. В тот день ему так и не довелось осмотреть экспозицию выставки Академии художеств на Кропоткинской улице. Художник не пошел далее вестибюля, где была установлена скульптура. Бросилось в глаза, что фигура Ильича подсвечена прожектором и вся как бы лучится. И Сергей Акимович Поманский увидел марку, которая теперь известна всем филателистам. С разных ракурсов снимал он скульптуру. Сколько было сделано кадров, художник и сам не помнит. Во всяком случае, очень много. А марка, выполненная Поманским, признается одной из лучших, выпущенных в 1966 году.

Но это не только удача нашей филателии. Художник нашел тему, которая взволновала до глубины души и захватила его. Уже в июне прошлого года он приступает к работе над серией марок — Ленин в произведениях советских скульпторов. Скульптур, запечатлевших облик Ленина, великое множество. Причем, хороших, выразительных скульптур. Вспомним, что к образу создателя нашего государства обращались Шадр, Манизер и другие выдающиеся мастера. Но у каждого жанра искусства — свои законы. То, что кажется монументальным, выразительным в мраморе, граните и бронзе, может потерять все свои впечатляющие качества при изображении на марке. Важно подобрать такие экспонаты, которые укладывались бы в миниатюрный квадрат или прямоугольник без всяких потерь.

 

Проекты марок, серия «В.И. Ленин — основатель партии и Советского государства». Автор С.А. Поманский

 Проекты марок, серия «В.И. Ленин — основатель партии и Советского государства». Автор С.А. Поманский.


И Сергей Акимович отправился в поиск. Часами простаивал он перед скульптурами Владимира Ильича в Третьяковской галерее, в музее Революции, в музее В.И. Ленина, на художественных выставках. Обычно, отправляясь на поиски темы, композиции и т.д., художник берет с собой блокнот или этюдник. У Сергея Акимовича Поманского первоначальное орудие — фотоаппарат. Перво-наперво он работает как фоторепортер. Десятки снимков ложатся на его письменный стол. Какие из них отобрать? Выиграет или проиграет произведение мастера, перенесенное на марку? Тут уже нужны зоркий глаз и интуиция художника. Эта стадия творческого процесса весьма трудоемка и длительна. Причем, участвовал в ней не единственный герой — автор марок, но и члены Союза советских художников, сотрудники Института Маркса-Ленина, партийные работники. Отклонялись одни варианты, выдвигались другие и снова принимались старые, пока, наконец, серия, как говорится, не вырисовывалась полностью. После третьего тура творческих дискуссий и споров она выглядела таким образом. К производству были приняты марки, на которых воспроизведены скульптуры «Ленин-гимназист» Цигаля, «Ленин в Разливе» Пинчука, «Ленин-вождь» Андреева и бюст Ленина Нероды.

Кстати, каждый вариант (и для себя, и тот, который рассматривался) Сергей Акимович Поманский доводил до кондиции. Скульптура может прекрасно выглядеть в выставочном зале. Документы, фотографии картины не мешают ее восприятию. На марке же не может быть рассеивающих внимание деталей. Поэтому снимок печатался на матовую бумагу и тщательно ретушировался, то есть убиралось все лишнее. Для того, чтобы скульптура смотрелась на марке и образ Ильича приковывал к себе внимание, в зависимости от замысла краской наносилось теневое или световое пятно, подчеркивались или смягчались тени, получившиеся на снимке. В этот момент художник орудует кистью и скальпелем почти с такой же точностью, как нейрохирург во время сложнейшей операции. И, наконец, находилась вся композиция марки — расположение шрифтов, номинала, года выпуска.

Нелегкий, но благодарный труд завершен художником. Но работа над маркой еще не закончена. Ее продолжает коллектив фотографов и ретушеров печатного цеха Гознака. И кто бы ни прикладывая руку к ленинским маркам, осознает особую ответственность. Новая серия обещает порадовать своим художественным и полиграфическим исполнением. Вот как выглядит она в проекте. «Ленин-вождь» (скульптура Андреева) — фигура вождя на золотистом фоне. «Ленин в Разливе» (скульптор Пин-чук) делается в две краски — черно-коричневая с золотистой подкладкой. «Ленин-гимназист» (Цигаль) коричневая скульптура на зеленом фоне. Бюст Ленина (скульптор Нерода) — серебро на серо-синем фоне.

Серия 1967 года — начало большой «Ленинианы», которую выпускает Министерство связи к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. А пока это хороший подарок коллекционерам.

Ф. Богданчиков

1967 год 4