Перевести страницу

Статьи

Филателия Юный филателист Орбита №1

В прошлом году наша страна торжественно отметила 100-летие Московской Государственной Консерватории, удостоенной второго Ордена Ленина. С историей этого музыкального учебного заведения связана история русской и советской музыкальной культуры. У колыбели Московской консерватории стояли ее основатель и первый директор Н. Г. Рубинштейн, один из первых ее профессоров П. И. Чайковский, имя которого носит Консерватория. Среди ее воспитанников выдающиеся музыканты и композиторы С. Танеев и С. Рахманинов, А. Скрябин и Н. Метнер, Р. Глиэр и 3. Палиашвили, В. Шебалин и Д. Кабалевский, А. Хачатурян и Т. Хренников, скрипачи Д. Ойстрах и И. Безродный, виолончелисты С. Кнушевицкий и М. Ростропович, вокалисты В. Барсова, С. Лемешев, И. Архипова и многие другие.

Попытаемся же проследить, какое отражение получила Московская консерватория и ее деятели в филателии. Немало почтовых марок посвящено Петру Ильичу Чайковскому (1840—1893), который преподавал в Консерватории (теорию музыки и свободное сочинение) с 1866 до 1878 гг. П.И. Чайковский — первый композитор, чей портрет воспроизведен на советской почтовой марке.

В 1937 году к первому Всесоюзному съезду архитекторов была выпущена «Архитектурная серия» с изображением проектов новых зданий в Москве (худ. Н. Боров). В эту серию вошли две миниатюры (3 коп. и 10 коп.), на которых мы видим проект Концертного зала им. Чайковского. Сейчас этот концертный зал один из лучших в столице. Обе марки вышли с зубцами и без них (последние стали редкостью).

 

Конверт Чайковский


Другая серия, приуроченная к 100-летию со дня рождения П.И. Чайковского, вышла в 1940 году. Именно в том году Московской Государственной Консерватории было присвоено имя выдающегося русского композитора. В серию вошли марки (художники И, Дубасов и С. Поманский) достоинством в 15, 20, 30, 50 и 60 коп. На двух из них (15 и 50 коп.) изображен Дом-музей Чайковского в Клину, где Петр Ильич провел последние годы жизни и написал бессмертную Шестую «Патетическую» симфонию, третий фортепианный концерт, фортепианные пьесы (ор. 72) и романсы (ор. 73), где он корректировал партитуры оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик».

На марках в 20 и 30 коп. под портретом П. И. Чайковского воспроизведена нотная строка из первой части IV симфонии. На марке в 60 коп. — другой портрет композитора и начальные такты из оперы, «Евгений Онегин».

Портрет П.И. Чайковского мы находим в одном из пяти медальонов (в других помещены Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин) на марке достоинством 1 рубль, выпущенной в 1951 году к 175-летию Государственного академического Большого театра (худ. Е. Буланова).

1958 год вошел в историю музыкальной культуры как год I Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского.

Марки Чайковский


С этого времени через каждые четыре года в Москву съезжаются лучшие музыканты мира. Популярность конкурса растет. Об этом можно судить хотя бы по количеству участников. 1958 г. — 61 музыкант из 21 страны. 1962 г. — 131 исполнитель из 31 страны. 1966 г. — 242 молодых исполнителя из 38 стран. Международный конкурс им. П.И. Чайковского превратился в международный праздник музыки.

Примечательно, что большинство лауреатов этого конкурса — воспитанники Московской Государственной Консерватории.

Три минувших конкурса отражены в почтовых марках. В 1958 году Международному конкурсу им. П.И. Чайковского была посвящена серия (зубцовая и беззубцовая) из трех почтовых знаков в 40, 40 и 1 рубль (худ. С. Поманский). На первой из них — портрет композитора, на второй — сцена из второго акта балета «Лебединое озеро», на третьей — медальон с портретом композитора, пианистка и скрипач.


Ко II Международному конкурсу им. П.И. Чайковского в 1962 году появилась почтовая марка со скульптурным портретом композитора (худ. В. Никитин по портрету З. Виленского) достоинством в 4 коп. А к III конкурсу в 1966 году вышла серия из трех марок в 4, 6 коп. и 16 коп. (худ. А. Калашников), изображающая здание консерватории с памятником композитору (работы В. Мухиной), портрет П.И. Чайковского и его Дом-музей в Клину.

Заметим, что ко всем трем конкурсам были приурочены специальные гашения.
Упомянутый памятник П. И. Чайковскому у здания Московской консерватории есть и на марке в 1 рубль (худ. X. Ушенин), выпущенной в 1959 году.

Достойное украшение коллекции и еще одна серия марок, посвященных русскому и советскому балету (худ. В. Завьялов), которая поступила в обращение в 1961/1962 г. На марках 2, 3, 6 и 10 коп. — сцены из балетов «Лебединое озеро» Чайковского (1877), «Красный мак» Глиэра (1927), «Пламя Парижа» Асафьева (1932) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

Все эти композиторы были связаны с Московской консерваторией. О П.И. Чайковском уже говорилось, а что касается других, то Р.М. Глиэр, воспитанник Московской консерватории, в 1920—1941 гг. был ее профессором, С.С. Прокофьев преподавал здесь в 1933—1937 гг., а Б.В. Асафьев — в 1943—1948 гг.

К 100-летию Московской консерватории был также выпущен художественный конверт (худ. А. Калашников) с изображением здания консерватории и проведено специальное гашение. К сожалению, эта столь важная памятная дата не отмечена специальной маркой.

В заключение заметим, что немало иллюстрированных конвертов связано с Московской консерваторией. Среди них конверты с изображением здания консерватории, памятник П.И. Чайковскому, его Дома-музея в Клину, портрет композитора, профессора Московской консерватории А.С. Аренского, ее воспитанника С.В. Рахманинова, профессоров консерватории Н.Я. Мясковского и С.С. Прокофьева.

Л. Гинзбург
доктор искусствоведения,
профессор Московской Государственной Консерватории
1967 год 4