Перевести страницу

Статьи

Журнал "Большевик" 1934 год Л. Тандит

Триумф учения Ленина — Сталина о диктатуре пролетариата
О книге Ленина «Государство и революция»

«Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить и укреплять диктатуру пролетариата. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы не пощадим своих сил для того, чтобы выполнить с честью и эту твою заповедь!» (И.Сталин).

Десять лет твердой, уверенной и могучей поступи миллионов, неуклонно шагающих по ленинскому пути, благодаря гениальному руководству величайшего марксиста-ленинца, любимого вождя и теоретика партией товарища Иосифа Виссарионовича Сталина привели к всемирно-историческому торжеству великих идей научно-революционной теории Маркса и Ленина о диктатуре пролетариата как единственно верном средстве победы пролетарского социализма и построения государства-коммуны. Десятилетие после смерти Ленина ознаменовалось беспощадной, неутомимой борьбой большевистской партии, руководимой самым стойким и самым мудрым учителем т. Сталиным, против всяких отклонений от ленинизма, за осуществление ленинских заветов о пролетарской диктатуре как высшей форме классовой борьбы за построение социализма, ведущей к уничтожению классов и к победе коммунизма.

Впервые именно т. Сталин дал классическое, самое точное и самое верное определение ленинизма:
«Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности» (Сталин, «Вопросы ленинизма», стр 6).

Как видно из этого простого, четкого и понятного определения ленинизма, т. Сталин считает, что самую важнейшую часть, самую сердцевину ленинизма составляет ленинское учение о диктатуре пролетариата и путях ее борьбы за социализм. Вот почему т. Сталин в своей исторической клятве, произнесенной им десять лет назад у великой могилы Владимира Ильича, дал от имени всей большевистской партии обещание, не щадя сил, бороться за диктатуру пролетариата. Это свое историческое обещание, свою большевистскую священную клятву т. Сталин и руководимая им партия целиком выполнили.

Величайшая заслуга т. Сталина состоит именно в том, что он, ярко подчеркнув, что главным в ленинизме является диктатура пролетариата, сумел с неутомимой большевистской энергией отстоят это ленинское учение от всяких извращений, сумел развить его, продолжить и дополнить на новом этапе классовой борьбы, обеспечить его успешное, действительное выполнение.

Товарищ Сталин блестяще разработал и конкретизировал ленинское учение о диктатуре пролетариата как переходной ступени к социализму и коммунизму, вооружил этим учением всю партию и руководимые ею миллионные массы рабочих и трудящихся крестьян, активно борющихся за построение грандиозного здания бесклассового социалистического общества. В своей бессмертной брошюре «Об основах ленинизма» т. Сталин учит:

«Вопрос о пролетарской диктатуре есть прежде всего вопрос об основном содержании пролетарской революции. Пролетарская революция, ее движение, ее размах, ее достижения облекаются в плоть и кровь лишь через диктатуру пролетариата. Диктатура пролетариата есть орудие пролетарской революции, ее орган, ее важнейший опорный пункт, вызванный к жизни для того, чтобы, во-первых, подавить сопротивление свергнутых эксплоататоров и закрепить свои достижения, во-вторых, довести до конца пролетарскую революцию, довести революцию до полной победы социализма» (Сталин, «Вопросы ленинизма», стр. 28).

Историческая заслуга т. Сталина заключается в том, что он выдвинул на первый план великое ленинское учение о диктатуре пролетариата, развил и продолжил в новой обстановке, на новом этапе теорию о полном построении социализма в одной стране, о классовой борьбе в различные периоды социалистического строительства и о путях окончательного уничтожения капиталистических элементов и классов вообще Продолжив учение Ленина о пролетарской диктатуре и построении социализма в одной стране, т Сталин выдвинул и развернул гениальный план большевистского наступления социализма по всему фронту, обогатил и конкретизировал методы, формы и пути полного и победоносного построения бесклассового социалистического общества.

Подавляя бешеное сопротивление классовых врагов, преодолевая всяческие преграды, извращения и измышления со стороны оппортунистов всех цветов и мастей, осуществляя ленинско-сталинское учение о диктатуре пролетариата, партия и рабочий класс торжествуют величайшие победы всемирно-исторического значения Разгромлены капиталистические элементы, разбиты вдребезги антиленинские уклоны, правые оппортунисты, контрреволюционные троцкисты, двурушники, гнилые либералы и примиренцы. Могучая советская шестая часть мира, опираясь на диктатуру пролетариата, победоносно и величественно шагает под знаменем Ленина и Сталина; с революционным энтузиазмом и подъемом многомиллионные массы строят новое, социалистическое общество.

Ближайший соратник великого вождя партии т. Сталина, ею верный ученик т. Л.М. Каганович несколько лет назад в одном из своих замечательных выступлений подробно и ярко охарактеризовал колоссальнейшую всемирно-историческую роль ленинско-сталинскюго учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата в построении социализма и грядущего государства-коммуны. Тов. Каганович тогда же нарисовал сочными и правильными красками всю вредность и лживость контрреволюционного троцкизма, всегда боровшегося против ленинского учения о диктатуре пролетариата и идеи построения социализма в одной стране. По-большевистски защищая и отстаивая ленинско-сталинское учение, т. Каганович также резко и непримиримо разоблачал правые, кулацкие взгляды и антипартийные наскоки бухаринской школки, боровшейся против усиления роли пролетарской диктатуры, против решительного выкорчевывания корней капитализма, против развернутого наступтения социализма по всему фронту, за гнилую «теорию» о кулацком «мирном врастании в социализм».

Гениальнейшее учение Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина вышло победителем в борьбе с разбитыми вдребезги контрреволюционным троцкизмом и правым оппортунизмом Величайшие их идеи победили на всех фронтах, по всем актуальным вопросам социалистической революции, что получило яркое материальное выражение в колоссальных успехах и достижениях строительства социализма, окончательно победившего в нашей стране.

Несомненно поэтому, что в свете достигнутых советской страной грандиозных побед в строительстве социализма научно-марксистская революционная теория Ленина—Сталина о диктатуре пролетариата и о пролетарской государственности приобретает особо выдающееся политическое и практическое значение для дальнейшей борьбы международного пролетариата за коммунизм. Тем более рельефно и выпукло выступает это сейчас в нашем Советском союзе, в котором целиком осуществляется гениальное предвидение Лента и Сталина о роли диктатуры пролетариата и дальнейших путях строительства социализма в одной стране.

Вот почему именно сейчас, когда Советский союз в итоге максимальнаго усиления пролетарской диктатуры завоевал новые позиции социализма, новые изумительные победы всемирно-исторического значения, вокруг важнейших боевых вопросов диктатуры пролетариата необходимо сосредоточить внимание всей партийной и рабочей массы, каждого партийного руководителя, каждого партийца, каждого сознательного пролетария Партия требует особой политической заостренности в подходе к этим важнейшим вопросам ленинизма, которые дают самый верный ключ, самое надежное оружие для завоевания дальнейших успехов классовой борьбы за построение социализма, ибо «пролетарская резолюция, ее движение, ее размах, ее достижения облекаются в плоть и кровь лишь через диктатуру пролетариата». (Сталин).

---

Прежде всего следует снова и подробно остановиться на классическом произведении революционного марксизма-ленинизма, на великой книге В И. Ленина «Государство и революция» В этой книге, как указано в подзаголовке, изложено «учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» Громаднейшее мировое, историческое и принципиальное значение этой тенниской книги ярко подчеркнул в свое время т. Сталин, указавший на то, что этот ленинский труд несомненно войдет «как ценнейший вклад в общую сокровищницу марксизма, в его революционный арсенал» (Сталин, «Вопросы ленинизма», стр. 53-54, 9-е изд.).

Надо поэтому остановиться на изложении основного содержания книги «Государство и революция».

Ленин в предисловии к этой своей замечательной книге, написанной им еще в августе — сентябре 1917 г., особо отмечает, что она направлена главным образом на борьбу против оппортунистических предрассудков насчет «государства», против оппортунистических извращений учения Маркса и Энгельса о государстве Без действительного преодоления, без решительного изжития оппортунистических предрассудков и извращений марксизма, говорит Ленин, невозможна «борьба за высвобождение трудящихся масс из-под влияния буржуазии вообще и империалистской буржуазии в особенности». Специально разъяснив особенную важность вопросов о диктатуре пролетариата и о государстве в теоретическом и практически-политическом отношениях, Ленин в том же предисловии к своей книге писал:

«Вопрос об отношении социалистической революции пролетариата к государству приобретает таким образом не только практически-политическое значение, но и самое злободневное значение как вопрос о разъяснении массам того, что они должны будут делать для своего освобождения от ига капитала в ближайшем будущем».

Поэтому в книге ставятся и разрешаются самые острые, самые жгучие и боевые вопросы классовой борьбы революционного пролетариата для его «освобождения от ига капитала», завоевания власти, установления и укрепления диктатуры пролетариата. И тут же, в книге «Государство и революция», ярко и четко намечается гениальная программа пролетарской диктатуры и ее революционной деятельности «в ближайшем будущем». Именно с этой целью Ленин в своей книге не только восстановил искаженное, извращенное оппортунистами и преданное ими «забвению» великое учение Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата, но развил и дополнил главнейшую часть учения основоположников марксизма в соответствии с новой эпохой, эпохой империализма, на основе накопленного опыта классовой борьбы пролетариата, опыта трех русских революций, Ленин определил с исчерпывающей ясностью главную идею марксизма об исторической роли и значении государства как продукта непримиримости классовых противоречий и как орудия эксплоатации угнетенного класса. Ленин извлек на свет исковерканные, извращенные, изуродованные и «забытые» оппортунистами важнейшие положения и основные мысли Маркса и Энгельса о необходимости и неизбежности наступления насильственной социалистической революции, о неизбежности слома, уничтожения буржуазной государственной машины, угнетающей пролетариев, и отправке ее «в музей древностей». Не подлежит сомнению, что эта основные, решающие положения и мысли Маркса и Энгельса сыграли всемирно-историческую роль в революционном рабочем движении всех стран и явились отправной точкой ленинизма.

Однако Ленин не только вел беспощадную, неутомимую борьбу против «подделки марксизма под оппортунизм», против мелкобуржуазных «революционеров», боящихся неизбежно надвигающейся насильственной пролетарской революции, слома буржуазной государственной машины, стоявших лишь за мирное «отмирание» государства; Ленин развил и продолжил учение Маркса—Энгельса, внес в него свои, новые положения в соответствии с новой эпохой империализма и пролетарских революций. Это с особой силой и рельефностью выразилось в непримиримой борьбе против меньшевиков и оппортунистов всех мастей, извративших марксизм, «истолковывая» теорию об «отмирании» государства таким образом, что на деле это приводило к полному отрицанию социалистической революции.

Развивая учение Маркса — Энгельса, дополняя его, Ленин с очевидностью доказал, что «буржуазное государство не «отмирает», ...а «уничтожается» пролетариатом в революции» и что «отмирает после этой революции пролетарское государство или полутосударство». Давая дальнейшее и конкретное развитие взглядов Маркса и Энгельса относительно неизбежности насильственной социалистической революции для буржуазного, даже самого демократического государства, сменяемого диктатурой пролетариата, Ленин, подробно развивая взгляды Маркса и Энгельса, тщательно анализируя уроки и опыт каждой революции, но-новому славит вопрос о марксистской концепции диктатуры пролетариата как государства, т.е. организованного в господствующий класс пролетариата. Ставя таким образом по-новому вопрос о диктатуре пролетариата в свете исторического революционного опыта, Ленин говорит:

«Учение о классовой борьбе, примененное Марксом к вопросу о государстве и о социалистической революции, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т.е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс. Свержение буржуазии осуществимо лишь превращением пролетариага в господствующий класс, способный подавить неизбежное, отчаянное сопротивление буржуазии и организовать для нового уклада хозяйства все трудящиеся и эксплуатируемые массы» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 386).

И тут же Ленин подчеркивает:
«Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 386).

Вот для чего необходима пролетарская диктатура как государственная власть пролетариата, борющегося против капиталистов, против их бешеного, отчаянно-злостного сопротивления, а также для организации руководства всем делом построения и победы нового, социалистического уклада хозяйства, для руководства новым, социалистическим сгроем. Именно в этом, и только в этом направлении всегда учил и воспитывал Ленин большевистскую партию, систематически взращивая передовиков рабочего класса — «авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии». Так учит Ленин в своей книге «Государство и революция», так учил он в каждом своем выступлении.

В этом заключается одна из главных основ всего марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата, необходимость и значение которого не хотели и не могли понять меньшевики, оппортунисты и иже с ними, продавшиеся за чечевичную похлебку буржуазных благ и подло изменившие делу пролетарской социалистической революции.

Подытожив исторический опыт революций 1848 - 1851 гг., раскрывая особенности империализма эпохи банкового капитала, эпохи капиталистических монополий, эпохи перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, Ленин дает на этом фоне яркую картину собирания, сплачивания, «концентрации всех сил» пролетарской революции для быстрого, немедленного разрушения буржуазной государственной машины, для организации социалистической революции Только после этого создается пролетарское «государство, т. е. организованный в господствующий класс пролетариат», как в свое время формулировал это новое положение Маркс. Эта формулировка собственно и означает создание пролетарской диктатуры. Вот почему Ленин проводит тут же выдержку из письма Маркса к Вейдемейеру, где сказано:

«Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

1) что существование классов связано лишь с определенными историческими битвами, свойственными развитию производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 391.).

Эти взгляды Маркса на классовую борьбу и диктатуру пролетариата, особенно высказывания о диктатуре пролетариата как переходе к уничтожению классов, Ленин извлек на свет, чтобы разбить вдребезги лживые утверждения оппортунистов всех мастей. Именно на основе этих высказываний Маркса, разбивая вдребезги меньшевистские и реформистские иллюзии насчет «(мирнаго развития демократии», Ленин формулирует суть марксистского учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата:

«Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это не верно. Из этой неверности сплошь да рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии Ибо учение о классовой борьбе н е Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще не выходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов — значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 392).

Базируясь на сделанных им новых выводах и положениях, Ленин беспощадно разоблачает каутскианские, меньшевистские искажения марксизма, бичует всю гнусную подлость оппортунистического «отречения от него н а деле, при лицемерном признании его на словах». Со всей силой своей могучей диалектики и несокрушимой убедительности Ленин обрушивается на всех оппортунистов, отрицающих диктатуру пролетариата, в угоду буржуазии не желающих довести признание необходимости классовой борьбы до самого главного и неизбежного — до «периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее».

Разоблачив оппортунизм, каутскианские, меньшевистские извращения марксизма, Ленин отстоял, защитил учение Маркса о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, развил его и дополнил, дал блестящую характеристику переходного периода от капитализма к коммунизму, заполненного революционной борьбой пролетариата за власть. Ленин гениально предвидел, предсказал дальнейшие пути развития пролетарской диктатуры после свержения буржуазии социалистической революцией. Ленин дал здесь четкую и понятную характеристику того, что именно должна будет делать и как конкретно будет действовать диктатура пролетариата для полного уничтожения буржуазии и классов вообще. Ленин развернул здесь новую, классическую формулировку содержания и главной деятельности диктатуры пролетариата, резкое отличие ее как высшего типа демократии от любой буржуазной демократии.

Особо подчеркивая боевые задачи пролетарской диктатуры в переходном периоде после свержения буржуазии, Ленин писал:
«В действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее, а следовательно, и государство этого периода неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)».

На основе этой новой формулировки, нового положения, анализируя исторические уроки и опыт героических попыток парижских коммунаров 1871 г., Ленин подчеркнул, что Парижская коммуна есть «открытая наконец» пролетарской резолюцией политическая форма диктатуры пролетариата. Гениально использовав опыт Парижской коммуны и русских революций, Ленин «открыл советскую власть как государстве иную форму диктатуры пролетариата» (Сталин). Именно в этом состоит важнейшая часть всего того нового, что внес Ленин в общую великую сокровищницу марксизма, открыв новую эру борьбы Пролетариата за торжество коммунизма.

---

В свете современности особенно замечательно то, что Ленин в своей книге «Государство и революция» сумел с исчерпывающей полнотой высказать основные идеи развития и укрепления пролетарской диктатуры и особенно подробно остановился на основных вопросах «отмирания» государства. Ведь книга эта написана еще задолго до Октябрьской революции, и все-таки в ней Ленин дает великолепный анализ теснейшей связи между развитием, дальнейшим укреплением пролетарской диктатуры и проблемой «отмирания» государства. Ленинские высказывания на эту актуальнейшую тему являются классическим образцом дальнейшего развития марксистской теории о государстве и его отмирании.

Неутомимо продолжая беспощадную борьбу с оппортунистами, искажающими марксизм, боящимися социалистической революции и активно, подло борющимися против нее, Ленин устанавливает и определяет социально-экономические и политические основы будущего процесса отмирания государства после полного укрепления диктатуры пролетариата и завершения его роли. При этом Ленин много раз во всем тексте книги «Государство и революция» подчеркивает, что путь к коммунизму идет только через установление и всемерное укрепление диктатуры пролетариата и никак иначе идти не может, ибо «сломить сопротивление эксплуататоров капиталистов больше некому и иным путем нельзя». Отсюда Ленин делает такой единственный вывод, что только могучая и сильная диктатура пролетариата путем революционного насилия способна избавить человечество от всех угнетателей, эксплоататорое, капиталистов, от наемного рабства и нищеты многомиллионных пролетарских и трудящихся масс, страдающих и гибнущих под невыносимым игом капиталистической кабалы.

Об этом Ленин просто и ясно говорит:
«...Диктатура пролетариата, т.е. организация авангарда угнетенных в господствующий класс для подавления угнетателей, не может дать просто только расширения демократии. Вместе с громадным расширением демократизма, впервые становящегося демократизмом для бедных, демократизмом для народа, а не демократизмом для богатеньких, диктатура пролетариата дает ряд изъятий из свободы по отношению к угнетателям, эксплуататорам, капиталистам. Их мы должны подавить, чтобы освободить человечество от наемного рабства, их сопротивление надо сломить силой...» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 430).

Подтверждая это новое положение ссылкой на Энгельса, Ленин напоминает его прекрасное «выражение о том, что «пролетариат нуждается в государстве... в интересах подавления своих противников» и только тогда, когда уже осуществится коммунизм, «не будет государства». Стало быть, наибольшее усиление и укрепление пролетарского государства есть дальнейший путь социалистической революции, есть неизбежная и самая целесообразная необходимость для действительного подавления силой всех угнетателей, капиталистов, эксплоататоров, для выкорчевывания капиталистических элементов и всяких пережитков капитализма, для потного уничтожения классов и построения бесклассового общества.

Это одна из основных мыслей всей ленинской книги «Государство и революция». Она проходит яркой нитью через все высказывания Владимира Ильича и в следующих главах, где он специально останавливается на вопросах об отмирании государства. Ленин неразрывно связывает оба вопроса — о диктатуре пролетариата и об отмирании государства — в огромной и сложной сумме важнейших проблем об отношениях социалистической революции, диктатуры пролетариата и классовой борьбы за построение социализма, построения полного коммунизма и дальнейшего длительного процесса отмирания государства.

«Только в коммунистическом обществе, — пишет Ленин, — когда сопротивление капиталистов уже окончательно сломлено; когда капиталисты исчезли, когда нет классов (т.е. нет различия между членами общества по их отношению к общественным средствам производства), только тогда «исчезает государство и можно говорить о свободе» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 431).

Этой новой понятной и доступной формулировкой Ленин не ограничивается Он тут же, говоря об осуществлении полной и действительной демократии при коммунизме, дает, еще более яркую формулировку, в которой указывает, что «только тогда демократия начнет отмирать з силу того простого обстоятельства, что избавленные от капиталистического рабства, от бесчисленных ужасов, дикостей, нелепостей, гнусностей капиталистической эксплуатации люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством» (Ленин, том XXI, «Государство и революция», стр. 431).

Доказывая полную правильность этих своих новых мыслей, Ленин снова и снова с неопровержимой убедительностью утверждает, что при переходном периоде от капитализма к коммунизму долгое время «особый аппарат, особая машина для подавления — «государство еще необходимо...» Ибо только при осуществлении полного коммунизма проявляется полная ненадобность, ненужность государства, изживающего себя потому, что более «некого подавлять, «некого» в смысле класса, в смысле систематической борьбы с определенной частью населения». Этими замечательными мыслями многократно подтверждается главная идея Ленина о том, что длительный путь к отмиранию государства и государственности, со всеми их принадлежностями и характерными свойствами, лежит только через всемерное укрепление диктатуры пролетариата как орудия социалистической революции, как средства для уничтожения классов и надежного оплота для полной победы коммунизма.

Именно поэтому Ленин особенно тщательно разбирает экономические основы будущего коммунистического общества, определяет, как и в каких условиях через диктатуру пролетариата, через построение социализма будет происходить долгий процесс отмирания государства. Он пишет:

«Выражение «государство отмирает» выбрано очень удачно, ибо оно указывает и на постепенность процесса и на стихийность его. Только привычка может оказать и несомненно окажет такое действие, ибо мы кругом себя наблюдаем миллионы раз, как легко привыкают люди к соблюдению необходимых для них правил общежития, если нет эксплуатации, если нет ничего такого, что возмущает, вызывает протест и восстание, создает необходимость подавления» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр 431).

И тут же, резюмируя свои мысли о значении диктатуры пролетариата, Ленин четко формулирует:
«Итак: в капиталистическом обществе мы имеем демократию урезанную убогую, фальшивую, демократию только для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата, период перехода к коммунизму, впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров. Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрет сама собою» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 431).

Снова напоминая о том, что при переходе к коммунизму диктатура пролетариата как пролетарская государственная власть для систематического и окончательного подавления эксплоататоров и всех классовых врагов «еще необходима», Ленин на основе марксистского анализа двух различных — низшей и высшей — фаз коммунистического общества делает два новых ценнейших вывода о дальнейших судьбах «отмирания» государства В первом ленинском выводе речь идет о низшей «первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом)», когда «буржуазное право» отменяется н е вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, т.е лишь по отношению к средствам производства. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц. Социализм делает их общей собственностью Постольку — и лишь постольку — «буржуазное право» отпадает» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр 435).

Однако этого признака (общая собственность на средства производства) еще недостаточно для полного отмирания государства, ибо от «буржуазного права», как учил Ленин, еще остаются «родимые пятна» и некоторые пережитки, еще не выкорчеванные в сознании и экономике общества. А «для полного отмирания государства нужен полный коммунизм. И лишь в следующей главе книги «Государство и революция», специально посвященной высшей фазе коммунистического общества, развивая и дополняя марксистские положения и целиком исходя из них, Ленин выдвигает следующие новые определения:

«Экономической основой полного отмирания государства является такое высокое развитие коммунизма, при котором исчезает противоположность умственного и физического труда, исчезает, следовательно, один из важнейших источников современного общественного неравенства и притом такой источник, которого одним переходом средств производства в общественную собственность, одной экспроприацией капиталистов сразу устранить никак нельзя» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 436).

Несколько дальше Ленин добавляет к этим обязательным признакам и непременным условиям дальнейшего действительного процесса отмирания государства при высоком развитии коммунизма еще одно новое важнейшее обстоятельство:

«Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», т.е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям» (Ленин, т. XXI, «Государство и революция», стр. 436).

Таковы главнейшие марксистско-ленинские идеи о диктатуре пролетариата, об ее укреплении, развитии и усилении, о борьбе за полный коммунизм, без которых немыслимо и невозможно никакое отмирание государства. Эту научно-революционную марксистскую теорию Ленин с необыкновенной энергией отстаивал от всех нападок врагов марксизма, от опошления ее оппортунистами, меньшевиками, от предательства социал-фашистских лакеев капитализма.

Таково в основном содержание бессмертной книги Ленина «Государство и революция». Изложенное в ней учение Маркса и Ленина о диктатуре пролетариата есть боевое знамя победившего пролетариата Страны советов. Учение Ленина о диктатуре пролетариата есть главное в ленинизме. Этого не могли и не хотели помять ни контрреволюционные троцкисты, ни Зиновьевско-Каменевская оппозиция, ни правые оппортунисты, ни гнилые либералы и всякого сорта примиренцы.

Только самый талантливый соратник и ученик Ленина, его верный продолжатель, великий вождь международного пролетариата т. Сталин, сумел развить марксистско-ленинские идеи о диктатуре пролетариата, о строительстве социализма, о развернутом большевистском наступлении социализма по всему фронту. Только т. Сталин сумел дать самое правильное определение ленинизма и с гениальной простотой охватить основную его суть, выдвинуть на первый план все то новое, что внес Ленин в сокровищницу марксизма, особенно по самому боевому вопросу — о диктатуре пролетариата. Вот что говорит т. Сталин:

«Новое у Ленина состоит в этой области в том, что:
а) он открыл советскую власть, как государственную форму диктатуры пролетариата, использовав для этою опыт Парижской коммуны и русской революции;
б) он раскрыл скобки в формуле диктатуры пролетариата под углом зрения проблемы о союзниках пролетариата, определив диктатуру пролетариата, как особую форму классового союза пролетариата, являющегося руководителем, с эксплоатируемыми массами непролетарских классов (крестьянства и пр.), являющимися руководимыми;
в) он подчеркнул с особой силой тот факт, что диктатура пролетариата является высшим типом демократии при классовом обществе, формой пролетарской демократии, выражающей интересы большинства (эксплоатируемых — в противовес демократии капиталистической, выражающей интересы меньшинства эксплоататоров (Сталин, «Вопросы ленинизма», стр. 264).

Продолжая развитие и осуществление ленинизма, т. Сталин отстоял учение Маркса — Ленина от опошления и извращения его оппортунистами всех цветов и мастей. Партия во главе с т. Сталиным пошла по ленинскому пути укрепления и усиления диктатуры пролетариата как самому верному пути построения бесклассовою, социалистического общества.

---

Тов. Сталин внес новые, ценнейшие дополнения, развил и конкретизировал учение Маркса — Ленина о диктатуре пролетариата. Прежде всего, т. Сталин указал на три главные стороны диктатуры пролетариата: основную цель и задачи, встающие перед пролетарской диктатурой, на особую ее роль после победы социалистической революции.

Во-первых, пролетариат использует свою власть для окончательного и беспощадною подавления капиталистов, для ограничения и полною вытеснения капиталистических элементов, для уничтожения последнею эксплоататорскою класса — для ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации, а также для усиления обороноспособности страны, для развития и победы международной пролетарской революции.

Во-вторых, «диктатура пролетариата как господство пролетариата над буржуазией» осуществляет полное освобождение и окончательно вырывает трудящиеся массы из-под влияния буржуазии, ее агентов и приспешников, упрочивая союз пролетариата с этими массами и вовлечение их в борьбу за социалистическое строительство.

В-третьих, диктатура пролетариата использует власть для успешной организации и осуществления всею дела построения социализма, для уничтожения классов и перехода к бесклассовому обществу, к обществу без государства.

Выдвигая эти три стороны диктатуры пролетариата на основе учения Маркса — Ленина, обеспечивая их претворение в жизнь, т. Сталин неустанно продолжает великое дело основоположников марксизма в новой обстановке, на новом этапе, с которого, по ленинскому выражению, «на чалась новая глава всемирной истории: эпоха пролетарской диктатуры». Значение этой новой эпохи в истории и практике классовой борьбы пролетариата и дальнейшие пути ее наступательного движения и развития товарищ Сталин сформулировал с гениальной прозорливостью. Тов. Сталин выразил это в следующих словах:

«...Только советская форма государства, привлекающая массовые организации трудящихся и эксплоатируем к постоянному и безусловному участию в государственном управлении, способна подготовить то отмирание государственности, которое является одним из основных элементов будущего безгосударственного коммунистического общества. Республика советов является, таким образом, той искомой и найденной, наконец, политической формой, в рамках которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная победа социализма» (Сталин, «Вопросы ленинизма», стр 36).

Всемирно-историческая заслуга т. Сталина как величайшего теоретика и мудрого вождя партии заключается именно в том, что он, разгромив гнилые теории контрреволюционного троцкизма, зиновьевско-каменевской оппозиции и бухаринской теории «мирного врастания в социализм», сумел выдвинуть и разработать новые важнейшие проблемы марксистско-ленинской теории борьбы классов и диктатуры пролетариата для мобилизации рабочего класса на дело всемерного укрепления диктатуры пролетариата, создания и использования всех условий и возможностей для построения социалистического общества в одной, отдельно взятой стране. Тов. Сталин сумел в новых условиях диалектически сочетать величайшие задачи дальнейшего усиления Диктатуры пролетариата, борьбы за уничтожение классов с проблемами отмирания государства. Он по-новому сформулирозат и разработал конкретные мероприятия диктатуры пролетариата для осуществления основных и Самых главных марксистско-ленинских идей. Он говорил:

«Мы за отмирание государства. И мы вместе с тем стоим за усиление диктатуры пролетариата, представляющей самую мощную и самую могучую власть из всех существующих до сих пор государственных властей. Высшее развитие государственной власти в целях подготовки условий для отмирания государственной власти, — вот марксистская формула.
Это «противоречиво»? Да, «противоречиво». Но противоречие это жизненное и оно целиком отражает марксову диалектику».

Вот почему, выдвинув новые боевые лозунги большевистского развернутого наступления социализма по всему фронту, т. Сталин гениально обеспечил победоносное выполнение пятилетки в четыре года, построение фундамента социалистической экономики, индустриализацию и коллективизацию страны, превращение СССР в передовую индустриальную и самую могучую страну во всем мире. Вот почему в своем докладе «Итоги первой пятилетки» т. Сталин выдвигает боевой лозунг:

«Сильная и мощная диктатура пролетариата, — вот что нам нужно теперь для того, чтобы развеять впрах последние остатки умирающих классов и разбить их воровские махинации».

И далее, нанося сокрушительный отпор всем антиленинским извращениям генеральной линии партии, неуклонно ведущей к построению полного социалистического общества, товарищ Сталин дает классическую марксистско-ленинскую формулировку дальнейших путей диктатуры пролетариата. Он говирит: «Некоторые товарищи поняли тезис об уничтожении классов, создании бесклассового общества и отмирании государства, как оправдание лени и благодушия, оправдание контрреволюционной теории потухания классовой борьбы и ослабления государственной власти. Нечего и говорить, что такие люди не могут иметь ничего общего с нашей партией. Это перерожденцы, либо двурушники, которых надо гнать вон из партии. Уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление, необходимое для того, чтобы добить остатки умирающих классов и организовать оборону против капиталистическою окружения, которое далеко еще не уничтожено и не скоро еще будет уничтожено».

Гениальной прозорливостью отличается и дышит каждая формулировка Сталина в его докладе на XVII партсъезде, съезде великих побед социализма. Вот что говорил т. Сталин в этом докладе:

«Взять например вопрос о построении бесклассового социалистического общества. XVII конференция партии сказала, что мы Идем к созданию бесклассового социалистического общества. Понятно, что бесклассовое общество не может придти в порядке, так сказать, самотека. Его надо завоевать и построить усилиями всех трудящихся, путем усиления органов диктатуры пролетариата, путем развертывания классовой борьбы, путем уничтожения классов, путем ликвидации Остатков капиталистических классов в боях с врагами как внутренними, так и внешними».

И вполне справедливо подчеркнув ясность этого тезиса, т. Сталин высмеял всякого сорта оппортунистов и путаников:
«А между тем кому не известно, что провозглашение этого ясного и элементарного тезиса ленинизма породило немалую путаницу в головах и нездоровые настроения среди одной части членов партии? Тезис о нашем продвижении к бесклассовому обществу, данный как лозунг, они поняли как стихийный процесс. И они прикидывали: ежели бесклассовое общество, и значит — можно ослабить классовую борьбу, можно ослабить диктатуру Пролетариата и вообще покончить с государством, которое все равно должно отмереть в ближайшее время. И они приходили в телячий восторг в ожидании того, что скоро не будет никаких классов, значит — не будет классовой борьбы; значит — не будет забот и волнений, — значит — можно сложить оружие и пойти на боковую — спать в ожидании пришествия бесклассового общества».

Эти высказывания Сталина являются блестящим классическим образцом ценнейшей разработки основ марксизма-ленинизма и намечают дальнейшие пути победоносного движения страны пролетарской диктатуры к коммунизму. Ту большевистскую программу, которая дана в докладе т. Сталина на XVII съезде, которая стала законом партии, партия и рабочий класс выполнят с железной энергией, с безграничной верой и твердой непоколебимой волей, с революционным подъемом и энтузиазмом, борясь за осуществление до конца великого второго пятилетнего плана.

Выполнение второй пятилетки, как сказано в тезисах к XVII партсъезду, обеспечивает «ликвидацию капиталистических элементов и классов вообще, окончательную ликвидацию, на основе полного завершения коллективизации крестьянских хозяйств и кооперирования всех кустарей, частной собственности на средства производства; ликвидацию многоукладной экономики Советского союза и установление социалистического способа производства, Как единственного способа производства, с превращением всего трудящегося населения страны в активных и сознательных строителей социалистического общества».

Вторая пятилетка обеспечивает дальнейшее «укрепление экономических и политических позиций пролетарской диктатуры на основе союза рабочего класса с крестьянством для окончательной ликвидации капиталистических элементов и классов вообще».

Новые победы идей Маркса—Ленина—Сталина принесет выполнение второй социалистической пятилетки, при помощи которой, как сказано в тезисах к XVII партсъезду: «... СССР осуществляет крупный шаг вперед в деле изживания вековой противоположности человеческого общества — противоположности между городом и деревней — и создает все необходимые предпосылки для устранения этой противоположности. По своей общественной форме сельское хозяйство становится однотипным с промышленностью, сельскохозяйственный труд превращается в разновидность труда индустриального, мощно возрастают транспортные связи между городом и деревней, значительно сближаются темпы роста производства промышленности и сельского хозяйства, сближаются уровни материального благосостояния и культуры трудящихся города и деревни».

На этой основе продолжается дальнейшее укрепление экономических и политических позиций пролетарской диктатуры для окончательной ликвидации капиталистических элементов и классоз вообще. Этим самым выполняются всемирно-исторические лозунги т. Сталина о путях диктатуры пролетариата и новых победах социализма.

Великая Советская страна, борющаяся под знаменами Ленина и Сталина, строит новую, цветущую, социалистическую жизнь, упорно перепахивает новую поднятую целину, бесстрашно преодолевая трудности, ликвидирует недостатки, укрепляет свою обороноспособность, смело выкорчевывает остатки капиталистических элементов и кует грандиозный стальной монолит бесклассового, социалистического общества. Во главе многомиллионных масс рабочих и колхозников, людей советской науки и техники партия прошла десятилетний путь после смерти Ленина, завоевывая все новые и новые достижения и продолжая успешно, уверенно и твердо шагать к новым победам диктатуры пролетариата, к осуществлению заветных идеалов Маркса—Ленина—Сталина — неизбежному торжеству коммунизма во всем мире.

Л. Тандит

Товарищи: Бауман К. Бухарин Н. Криницкий А. Молотов В. Попов Н. Поспелов П. Розенталь К. Стецкий А. Таль Б.